Черкесы - крошечная часть Израиля, в нашей стране их всего порядка 4.000 тысяч. Они называют себя «адыгэ». Название « черкесы» пошло из Османской империи. Черкесы подразделяются на 12 племен (колен). Черкесский флаг, созданный в 19 веке, представляет собой зеленое полотнище, на котором изображены 12 звезд, обозначающих 12 колен, и три перекрещенные стрелы, символизирующие 3 древнейших адыгских княжеских рода.
Всего в мире есть порядка 4-х миллионов черкесов. Они проживают в 50-ти странах – Турции (более 2 миллионов), России (700 тысяч), Ливии (350 тысяч), Иордании ( 126 тысяч), Сирии (30 тысяч), Германии ( 15 тыс.), США (5 тыс.), Египте (5 тыс.), Нидерландах ( 2.500), Югославии (1500) и др. странах.
Первые сообщения о черкесах на территории современного Израиля датированы 16-м веком. Это были черкесы, принадлежащие к воинской касте мамлюков. Видимо, тогда черкесы и основали деревню Абу-Гош,
расположенную неподалеку от Иерусалима. Там до сих пор живут их потомки, сильно арабизировавшиеся за это время, - 4 черкесских клана: Абд-Рахман, Ибрагим, Ростман и Джабар. Помимо Абу-Гоша в Израиле черкесы живут в основном в 2 деревнях: Кфар-Кама
(3 тыс. человек) и Рихания
(более 1000 абхазов). Но они здесь лучше сохраняют свое национальное наследие. По решению израильского правительства в 1993 году в Рихани был основан Черкесский институт изучения кавказских народов, отделение которого существует и в Кфар-Каме. Этот институт изучает адыгейский язык и историю, готовит преподавателей адыгейского языка, который преподают в школе начиная с 6-го класса.
Между тем основная масса черкесов прибыла на Ближний Восток и Балканы во второй половине 19 века, когда завершилась « столетняя» война между Российской империей и черкесами, в которой последние проиграли. Поставленные перед выбором остаться на своей исторической родине и подчиниться русскому царю или переселиться на территорию Османской империи, сотни тысяч черкесов и других народностей, проживавших на Кавказе, предпочли жить среди единоверцев-мусульман.
В период с 1861 по 1865 год десятки, если не сотни тысяч черкесов и представителей других кавказских народов пали в боях с российской армии, утонули на перегруженных судах, ушедших на дно, умерли от болезней и голода уже на турецкой территории. Черкесы требуют признать геноцидом изгнание своего народа с исторической родины. Каждый год 21 мая они отмечают траур по этому поводу.
Сотни тысяч черкесов так и остались жить на Балканах и Ближнем Востоке. Турецкие власти создавали цепочки поселений в тех местах, которые хотели защитить от набегов бедуинов и других народов. Так возник город Амман, ставший в последствии столицей Иордании (на момент создания Трансиордании черкесы составляли 10% общего населения, сегодня – всего 2%. А на Голанских высотах до 1967 года существовало более десяти черкесских деревень – в районе Кунейтры. После Шестидневной войны большая часть их жителей перебралась в США не без помощи Израиля, а остальные переселились в глубь Сирии.
Первоначально черкесы были православными христианами, но постепенно приняли ислам и стали суннитами. Они никогда не были религиозными фанатиками и во время второй интифады публиковали сообщения, осуждающие террор. А когда в конце 19- начале 20 века в Израиль стали прибывать евреи, черкесы сумели наладить с ними прекрасные отношения. Черкесы из Кфар-Камы охраняли еврейские поселения эпохи первой и второй алии.
Когда началась Война за независимость, черкесы, открыто встали на сторону евреев, создав черкесский кавалерийский эскадрон, расформированный по окончании войны. В 1957 году лидеры черкесской общины обратились к израильскому правительству с просьбой о призвании черкесов в армию. С тех пор молодые парни черкесы (но не девушки) служат в ЦАХАЛЕ, и нередко делают головокружительную армейскую карьеру.
Попав в черкесскую деревню, можно удивиться. Насколько здесь чисто. Черкесские домики симпатичные. Деревья и растения аккуратно подстрижены. В 1984 году Кфар-Кама была названа самым чистым населенным пунктом в стране. Черкесы очень гостеприимны и доброжелательны, как и многие кавказские народы. Несмотря на малочисленность черкесской общины Израиля, здесь практически нет генетических отклонений, они стараются брать себе невест из другой деревни либо ездят за ними в другие страны.
Число израильских черкесов сокращается за счет смешанных браков, низкой рождаемости и эмиграции. Никто не знает, что ожидает израильскую общину черкесов, но они еще здесь. |