Северо-Западный Негев, не столь известный по сравнению с другими участками этой пустыни, производит не меньшее впечатление на путешественника своей красотой, особенно в конце зимы, когда все здесь начинает цвести. В период обширные пространства района покрываются яркими цветочными коврами, сочностью и обилием ни в чес не уступающими полям Европы.
Как добраться
С севера и из центра Израиля едем в южном направлении по Приморскому шоссе (№ 4). Миновав Ашдод и Ашкелон, добираемся до перекрестка Яд-Мордехай, названного так по имени расположенного рядом кибуца. Кибуц обязан своим названием Мордехаю Анилевичу, руководителю восстания в Варшавском гетто. В этом же месте произошло сражение с египетской армией в ходе Войны за независимость 1948 года. Повернув налево, проедем по шоссе №34 до перекрестка Гевим, а здесь свернем направо, на запад, на шоссе №232, по которому будем двигаться до тех пор, пока рядом с кибуцем Мефалсим не появится очередной поворот направо.
Последний поворот выведет нас к Дому перемирия и обзорной площадке имени полковника Набия Мери. Мери, полковник Армии обороны Израиля, друз по национальности, погиб в 1996 году в ходе беспорядков, спровоцированных Ясиром Арафатом. Поводом к бесчинствам стало решение правительства Б. Нетаниягу открыть выход из туннеля под Западной стеной в Старый город Иерусалима. В окрестностях обзорной площадки находится много достопримечательностей.
Это – мемориал, увековечивший боевую славу 890-го парашютно-десантного батальона. Здесь оборудована инструкционная площадка для обзора района операции ЦАХАЛА «Черная стрела», проведенной 28 февраля- 1 марта 1950 года. Она стала ответом на провокации дислоцированных в секторе Газы сил египетской армии. Рядом расположен паркинг Еврейского национального фонда – место, отлично подходящее для завтрака и передышки. Здание, находящееся рядом со столами для пикника, и есть тот самый Дом перемирия, где в 1950-60-х годах при посредничестве ООН разрешались конфликты с египтянами.
Руководствуясь дорожными указателями, проедем еще немного на запад по грунтовой дороге до водохранилища компании «Мекорот». Сюда сливаются сточные воды, поступающие из очистных сооружений центральных районов страны и с наступлением летнего сезона использующиеся для полива и орошения.
Повернем направо, обратно к шоссе №232, и проедем по нему на юг около 5 км до перекрестка Саад, где повернем налево. В период с конца января до начала марта в небольшой рощице южнее этого перекрестка можно наблюдать цветение настоящих ковров анемонов – цветов, напоминающих полевые маки. Продолжим поездку и метров через 500 свернем направо, на дорогу к кибуцу Беэри, к воротам которого попадем спустя еще 5 км.
Кибуц был назван в честь Берла Каценельсона по прозвищу Беэри, одного из руководителей рабочего движения Израиля первой половины XX века. На въезде в кибуц стоит указатель на заповедник Махтеш-Беэри, куда ведет грунтовая автомобильная дорога, отмеченная маркировкой зеленого цвета. По левую руку прямо у поворота установлен мемориальный камень, напоминающий о временном кладбище воинов ЦАХАЛА, которые погибли в Синайскую компанию и в Войну Судного дня и потом были перезахоронены в других местах. По грунтовке следует проехать около километра до места парковки.
Кратер Беэри
От маленькой площадки по тропе спустимся в центр кратера, пересекаемый тропой с маркировкой синего цвета. Названием « кратер» это природное образование обязано своим очертаниям, напоминающим горшок, которые сформировались под воздействием ручья Сахаф, он же Вади-Нахабир.
Район кратера населен животными – газелями, варанами (самыми крупными ящерицами в Израиле) и черепахами обыкновенными (это самая южная точка планеты, где водится данный вид). Восхитительное цветение анемонов, ирисов и сафодели. А весной вы насладитесь еще и видом святой орхидеи.
Отсюда можно вернуться к машине либо продлить пеший маршрут еще на 3 км (но тогда он уже кольцевым не будет, и придется отправить еще один автомобиль к Нахабиру или к предприятию у северных копей). Тем, кто выберет поездку на машине, придется вернуться к въезду в кибуц Беэри и, воспользовавшись удобной дорогой красной маркировки, объехать его с севера. Проехав около 2 км, доберемся до правого поворота на дорогу черной маркировки и еще примерно через 1,5км достигнем построек Нахабира – старого Беэри. Те же, кто предпочтет пеший путь, должны будут спуститься в кратер, пройти до «синей» тропы, пересекающей его с востока на запад, подняться по этой тропе и продвигаться далее, на запад, вдоль ручья Сахаф. Затем вновь последует подъем по «синей» тропе и переход на запад по ней же вдоль того ручья. Выйдя из кратера и пройдя около 2км, не меняя ни тропы, ни направления, попадаем в Нахабир.
Нахабир
В октябре 1946 года, на исходе судного дня, был основан кибуц Беэри. Он был заложен в Нахабире, на 2 км западнее нынешнего местоположения. В ходе Войны за независимость новое поселение подверглось обстрелам и атакам египтян, вследствие чего жителям кибуца пришлось месяцами укрываться в железобетонных бункерах. По окончании войны Беэри передвинули на новое место, а в Нахабире остались оборонный штаб, пруд и монумент в память о кибуце 1946 года.
Завершив осмотр Нахабира и пройдя по «черной» тропе около 800м на восток до развилки, обнаружим там две дороги – «зеленую», что ведет на север, то есть направо, и «черную», ведущую на юг, налево.
Пешеходам стоит продолжить путь по «зеленой», более длинной тропе, а те, кто на колесах, могут свернуть на «черную» дорогу, которая приводит прямиком к заброшенному предприятию по переработке серной руды. Избравшие «зеленую» дорогу, пройдя с полкилометра, достигнув левого поворота на тропу, которая маркирована красным. Она бежит в русле наносного ручья Вади-Нахабир и через километр упирается в плодовый сад. Здесь растут огромные платаны, у которых стоит щит забавного содержания: фрукты, мол, «есть можно, но только в случае обнаружения их на деревьях». Плодовые кактусы, фиговые деревья, пальмы и эвкалиптовая роща дают благодатную тень. Отсюда мы отправимся налево по тропе синей маркировки и, пройдя через рощу, попадем на территорию бывшего предприятия по переработке серной руды.
Серно-рудная фабрика
Это ныне заброшенное предприятие было основано в 1933 году британским геологом Леонардом Уильямсом, который обнаружил здесь во время Первой мировой войны серные месторождения. Исследователи установили, что природная сера образуется в неглубоких пресных озерах в условиях жаркого климата.
Англичане нанимали добывать северную руду здесь и в расположенных восточнее копях арабов из Газы и местных бедуинов. Всего с 1933 по 1946 год тут добыли почти 10 тысяч тонн серы, и этот промышленный ресурс был практически выработан, и месторождения пришлось забросить.
Путники, оставившие машину в Нахабире, должны будут вернуться к ней по «синей» тропе в восточном направлении, которая идет через заброшенные копи посреди залежей серы до выхода на маркированную черным цветом грунтовую дорогу. Свернув налево, на грунтовку, и пройдя по ней около километра, окажемся в Нахабире. По пути к стоянке увидим траншеи, вырытые британцами во время Второй мировой на случай противостояния немцам при попытке захвата ими Палестины с южного направления.
Дополнительные достопримечательности
В 1943 году между нынешним Беэри и Саадом был основан кибуц Беэрот-Ицхак, костяк которого составила группа религиозных выходцев из Центральной Европы. Это был первый кибуц Северного Негева, он получил свое название в честь погибшего в варшавском гетто раввина Ицхака Нисенбойма. Во время Войны за независимость Беэрот-Ицхак подвергался атакам египетской армии и, выстояв в боях, был разрушен почти до основания. В ходе последнего нападения египетские снаряды попали в водонапорную башню, и вода, хлынувшая в окопы, намочила оружие и боеприпасы. Положение защитников, стала катастрофическим, однако на призыв по радиосвязи откликнулось и поспешно на подмогу поспешило джиповое подразделение Негевской бригады, и бой завершился победой израильтян.
Легендарная водонапорная башня стоит на своем месте и по сей день. Проехать к ней можно по грунтовой дороге, ответвляющейся от шоссе №232 западнее километровой отметки 44. По грунтовке следует добраться до Т-образного перекрестка, свернуть налево и проехать еще около 2 км, пока башня не появится в поле зрения. Несколько севернее грунтовой дороги ответвляется тропа зеленой маркировки, ведущая к самой башне.
|