Жизнь на Кубе не сказать, чтобы очень богатая – живут там попросту бедно. Жизнь течет, размеренна, предсказуемая и запланированная, поэтому общество достаточно целостное. Правда, диковинными вкраплениями в колониально-социалистическую кашку являются национальные центры – еврейские, например.
Еврейская община острова Свободы. На Кубе сегодня живут примерно 1500 евреев, более половины из них – в Гаване и окрестностях. Жизнь общины спокойна и даже приятна. А ведь официальных отношений между Республикой Кубой и Государством Израиль – просто нет. Совсем.
Дело в том, что Куба по давней социалистической традиции – государство проарабское. С телевизионных экранов здесь течет густая, антиизраильская пропаганда. Как, впрочем, и со страниц немногочисленных газет. Свобода слова отсутствует напрочь. Но при всем при этом к собственной еврейской общине власть благоволит.
Все началось с развалом СССР. В начале 1990-х годов, насмотревшись на российские события, неглупые кубинские предводители, начали по чуть-чуть, но неуклонно менять политику как внешнюю, так и внутри страны. Потепление дошло до того, что уже в 1990-х годах гостем общинного центра «Бейт-Шалом» в Гаване был сам Фидель Кастро. А совсем недавно, в минувшую Хануку, сюда приезжал – младший брат Рауль Кастро и нынешний правитель Кубы.
Если вам случится побывать здесь на одном из еврейских праздников, то вполне может сложиться обманчивое впечатления изобилия. У всех на шеях магендавиды, мужчины в кипах, на столе маца, а при разговоре то и дело слышится «легкий «иврит», но если всмотреться, вслушаться и пообщаться, то впечатление изменится. И понимаешь: иврит – да, есть, но он такой легкий…. Почти невесомый; кипа надевается только в особые дни; мацу и прочие кошерности привозят из-за границы и тоже только к праздникам (не ко всем притом) ну а все магендавиды – это почтовые переводы от родственников и друзей из заграничья. Если захочется найти что-нибудь еврейское (книги, предметы атрибутики и т.д.), дорога одна – в синагогу.
В Гаване сегодня действуют 3 синагоги. Две из них сефардские, консервативные, женщины и мужчины здесь сидят в одном зале. Третья синагога «Адат-Исраэль» - ортодоксальная настолько, насколько это возможно в здешних условиях. Каждую синагогу в субботу посещают в среднем 80=90 человек.
Консерваторы и ортодоксы, живя бок о бок, близко не общаются, не устраивают общих празднеств, финансированием и поддержкой консервативной части занимается Джойнт (Американский еврейский объединенный распределительный комитет). Ортодоксы же имеют прочные связи с евреями Панамы.
Раввина на Кубе как не было с давних пор, так и нет. Только раввин по имени Шмуэль, родившийся в Аргентине и постоянно живущий в Чили, приезжает сюда 7-8 раз в год для проведения особых ритуалов, например, на бармицву. В 2010 году были проведены 2 бат-мицвы, а несколько месяцев назад состоялась хупа. Все субботние службы проводят 12 «профессоров», которых обучил всему заезжий раввин из Аргентины.
В связи со всеми политическими и экономическими трудностями Кубы соблюдать кашрут тут затруднительно. И все – таки есть несколько человек, включая Аделу Дворин, директора общинного центра «Бейт-Шалом» и президента еврейской общины, умудряющихся соблюдать кашрут. Для того чтобы это стало возможно, здесь даже появились свои шохеты. Однако большая часть общины относятся к кашруту без фанатизма. Только на главные еврейские праздники здесь достаточно кошерной еды, которую присылают контейнерами. Часть идет на общий праздничный стол, а часть в пакетах раздается общинникам. Причем - консерваторы получают контейнеры из Канады, ортодоксы – из Панамы.
В гаванском центре «Бейт-Шалом» работает воскресная школа. Есть детские и группы смешанные, в которых обучаются подростки вместе с взрослыми. Желающим преподают иврит и рассказывают о традициях народа, его истории.
В общинном центре регулярно комплектуются особые группы из людей, желающих перебраться на историческую родину. Они проходят подготовку, и в результате каждый год на Святую землю отбывает более полусотни человек. Чтобы устроить все для отъезда, нужно идти в посольство Канады. В общинном центре и школе есть доступная обширная библиотека на 3 языках – испанском, английском и иврите.
Сегодня евреям острова Свободы живется не так уж плохо. И пусть все перемены, которых здесь так ждут, окажутся только к лучшему.
|